|
ОБУЧЕНИЕ ПОЛЕТАМ НА ПАРАПЛАНЕ
|
Базовые принципы обучения полетам
При обучении полетам на параплане, можно выделить несколько этапов подготовки пилотов-парапланеристов как любителей, так и спортсменов.
Упражнения:
- наземные тренинги;
- упражнения на тренажере;
- постановка купола.
Первоначальное обучение:
- отработка стартов;
- отработка пилотирования;
- обучение технике буксировочного полета на активной и пассивной лебедке.
Ввод в новые условия полетов:
- обучение парению в динамическом потоке;
- обучение парению в термическом потоке;
- отработка специальных режимов полета;
- отработка полетов в горных условиях;
- освоение акробатических режимов.
Полеты на моторном параплане можно выделить в отдельную группу, т.к. требования к мастерству (например центрирование слабых потоков) или полеты в сложных горных метеоусловиях для парамотристов, как правило, не предъявляются и для первых полетов с мотором достаточно подготовки в рамках первоначального базового курса.
|
Рисунок 1
- Расположение купола параплана. Рисунок из курса лекций по "Летной подготовке пилотов параплана". 1999г.
Рисунок 2
- Расположение пилота при отработке подъема купола - уделяем внимание правильной постановке корпуса. Рисунок из курса лекций по "Летной подготовке пилотов параплана". 1999г.
Рисунок 3
- Контролирование купола параплана при умеренном ветре. Рисунок из курса лекций по "Летной подготовке пилотов параплана". 1999г.
|
Учебные тренинги старта на параплане
Практические тренинги проходят, как правило, при умеренном ветре на ровной или слегка наклонной поверхности, исключающей взлет и полет курсанта. Из практических тренингов можно выделить следующие:
- обучение правильному расположению купола и пилота;
- обучение правильному подъему купола;
- обучение правильному разгону купола.
Во многом успешный старт на параплане определяется расположением купола и пилота относительно ветра (рисунок 1). Правильное положение купола перед стартом:
- купол разложен ровным полукругом, условная линия передней кромки перпендикулярна ветру;
- первый ряд строп расположен в одной плоскости и стропы не пересекаются со стропами других рядов;
- все стропы первого ряда не провисают и одинаково натянуты;
- передняя часть купола (порядка 1/4-1/3 хорды) наполнена и приподнята над поверхностью.
Для придания куполу правильного положения можно при наличии ветра приподнять крыло за первые ряды и потом плавно подойти к нему, поджимая клеванты.
Правильное расположение пилота перед стартом определяет, насколько ровно поднимется купол параплана.
Точки крепления купола (основные карабины) должны находиться на линии, перпендикулярной передней кромке купола,
а центр пилота должен находиться на линии, параллельной ветру и соединяющей центр купола и пилота.
Правильному выводу купола параплана так же способствует правильная постановка корпуса (туловища, бедер) и ног, в начале и во время старта.
Для отработки подъема и правильной постановки купола на практике,
в нашей школе часто применяется прием отработки подъема купола с работой в двух направлениях - по тангажу и крену.
Пилот пристегивается лицом к куполу и имеет возможность контролировать и воздействовать на купол через свободные концы и клеванты, которые находятся у него под руками и в поле зрения (рисунок 2).
Основное внимание пилота уходит на создание плавной и равномерной загрузки строп и отработке постановки корпуса и ног.
Задачей данного тренинга является плавный подъем купола над головой и удержание его в течении произвольного времени (рисунок 3).
Тренинг производиться в умеренный ветер, позволяющий пилоту загружать крыло своим весом и не совершать длительных пробежек.
| |
Старт на параплане
Старт на параплане начинается с тактического решения – выбор места для старта.
Площадка для старта должна быть ровной без острых и крупных камней, кустарника. Конфигурация площадки должна позволять без препятствий изменить первоначально выбранную траекторию разбега на 20-30 градусов.
Старт на параплане состоит из двух фаз:
- подъем купола параплана
- разгон и отрыв от взлетной площадки
Подъем купола может осуществляться:
- прямым (или альпийским) стартом;
- обратным стартом.
Разновидности обратного старта на параплане отличаются в зависимости от способа воздействия на свободные концы (как правило на первый ряд), последовательности взятия клевант.
В зависимости от этого обратный старт может подразделяться на:
- обратный старт с прямым хватом;
- обратный старт с перекрещенными руками;
- британский обратный старт;
- старт с удержанием первого ряда одной рукой.
Подъем купола параплана производится одним интенсивным движением строго против ветра, с разбегом в штилевую погоду или с подходом к купола в сильный ветер.
После подъема купола над головой необходимо согласовать скорость купола со скоростью потока, как правило, для этого нужно слегка прижать клеванты, проверить нагрузку на крыле и положение крыла, не прерывая разбега. После чего можно продолжать разбег, постепенно отпуская клеванты и набирая скорость относительно земли.
В случае подъема купола с небольшим креном, необходимо подойти к центру купола, сохраняя скорость разбега, скорректировав таким образом свою траекторию. Только находясь под центром купола можно переносить на купол свой вес, тогда купол начинает развивать подъемную силу и слушаться клевант. В случае сильного крена при выводе купола, можно допустить развитие крена до 90 градусов, в таком случае подъемная сила крыла будет направлена не вверх, как Вам бы хотелось, а в бок со всеми вытекающими последствиями.
|
|
Обучение пилотированию параплана
Обучение пилотированию начинается с первых разворотов и с отработки разворотов на тренажере.
Последовательность правильного разворота можно описать следующим алгоритмом:
- переносим вес тела на сторону подвесной системы, соответствующей развороту;
- плавно вытягиваем соответствующую клеванту до достижения нагрузки;
- воздействуем на купол, до разворота на половину запланированного угла;
- плавно отпускаем вес и выравниваемся в подвесной системе;
- плавно отпускаем клеванту до выхода на новую траекторию полета.
Скоординированная работа весом и клевантой позволяет производить развороты с меньшим радиусом и с меньшей потерей высоты и скорости.
Техника буксировочного полета на активной и пассивной лебедке
Для обучения технике буксировочного полета на лебедке необходимо не только уметь поставить и контролировать крыло, но и желательно иметь навыки старта с горки. Такая необходимость возникает, поскольку при старте на лебедке отсутствует фаза разгона крыла (ее заменяет натяжение троса) и пилот привыкает создавать сопротивление тросу, а не разгонять крыло.
Старт на лебедке осуществляется с теми же принципами, что и с горки, если ветер строго соответствует тяге троса. Если же ветер дует под небольшим углом к тросу, то необходимо разложить купол строго по ветру и постановку производить строго на ветер, а потом немного изменить курс, развернув купол на лебедку.
|
|
|